Парламент госпрограммой не доволен

15.04.2013

В Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование механизмов реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

 

В них участвовали депутаты Думы, представители минсельхоза РФ, научного, экспертного сообщества, руководители структурных подразделений, связанных с работой АПК. Заседание проходило в свободной форме обсуждения, диалога, сообщил участник слушаний, член Комитета ГД по аграрным вопросам Павел Федяев.

 

Вначале руководители сельхозотрасли  подробно проанализировали все нюансы реализации государственной программы развития села на 2008-2012 года. Многие отмечали, что за этот период сделали немало для российской деревни. Так, индекс сельскохозяйственного производства за пятилетку составил 116 процентов, а индекс промышленного производства – только 106 процентов. В целом в АПК на сегодняшний день производится около 8,5 процента валового внутреннего продукта, из них в сельском хозяйстве – 4,4 процента.

 

Но все же, заложенные госпрограммой до 2012 года целевые показатели выполнены не полностью, сказал Павел Федяев. Назывались объективные причины этой ситуации: кризис 2008 года, засуха 2008, 2010, 2012 годов, но факт остается налицо, отметил наш депутат. И одна из главных причин не была упущена – недофинансирование отрасли, низкая доступность кредитных ресурсов, высокие процентные ставки, жесткие требования банков к залоговой базе.

 

Продолжает оставаться низкой доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а это главнейшая экономическая составляющая. Финансовые результаты деятельности сельхозорганизаций за последние 5 лет колебались от 5-процентной убыточности в 2010 году до 5-процентной рентабельности в 2012-м, сослался на мнение экспертов парламентарий. При этом, как известно, для расширенного воспроизводства сельскохозяйственным организациям необходима рентабельность не менее 25-27 процентов. При этом имеющиеся государственные ресурсы не всегда использовались эффективно и в полном объеме.

 

Разговор шёл остро и без прикрас ещё и потому, высказал своё мнение Павел Федяев, что уже принята новая программа господдержки сельского хозяйства на 2013-2020 годы. В ней  в основном сохранены экономические инструменты, которые использовались в предыдущей программе. Это и - субсидирование процентных ставок по кредитам, поддержка основных направлений агропромышленного комплекса, таких как животноводство, растениеводство, поддержка регионально значимых программ, и другие. Поэтому, важно учесть ошибки прошлых лет, не наступить на собственные грабли, уверен он.

 

А анализ независимыми специалистами нового документа выявил ряд проблемных вопросов, не нашедших своего разрешения до 2020 года и требующих качественно иных подходов и механизмов, особенно в сложившейся экономической ситуации.

 

В новой госпрограмме ведены новые виды поддержки. В растениеводстве - это выплаты на один гектар пашни, в животноводстве - на литр товарного молока. Также в программу впервые включили меры для развития мясного скотоводства. Но эти новые меры участники слушаний подвергли серьёзной критике, заметил Павел Федяев.

 

С одной стороны, переходим на мировые стандарты, с другой стороны, ограничения в финансовых ресурсах делает отечественных сельхозпроизводителей неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными конкурентами. Например, в ЕС в среднем на 1гектар пашни выделяется 250 евро, в России – в среднем 207 рублей, что почти в 3-4 раза меньше прошлой совокупной поддержки, выделяемой на эти цели в предыдущий период (льготный ГСМ, субсидии на удобрения, семена, проценты ставок по краткосрочным кредитам на весенне-полевые работы).

 

Во-вторых, отмечали, что в госпрограмме на 2013-2020 годы заложены итоговые показатели ниже тех, что предполагает Доктрина продовольственной безопасности РФ и рациональные нормы потребления пищевых продуктов. Например, запланированный объем производства молока на 2020 год обеспечивает душевое потребление всего в размере 226  килограммов - на 20 килограммов ниже фактического уровня и на 100 килограммов меньше предусмотренного в Доктрине.

 

В госпрограмме до 2020 года  предусматривается среднегодовое обновление парка сельхозтехники (660 зерно- и кормокомбайнов,  1500 тракторов) в несколько раз меньше, чем приобретается сегодня, и в десятки раз меньше, чем необходимо для достижения показателей производства зерновых культур. Но и на этот объём техники не хватит заложенных в программе средств – по два миллиарда рублей в год.

 

В связи с этим, сказал Павел Федяев, выступающие настаивали на корректировке индикаторов, заложенных в госпрограмме, до соответствия с Доктриной продбезопасности РФ.

 

Ещё одна серьёзная проблема, о которой говорят в сельских коллективах: крестьян заставили бегать по «большому бумажному кругу», заключая договора с субъектами, занимаясь сложной, не всем понятной отчётностью. Всё это задерживает поступление средств господдержки на места.

 

Одной из важнейших проблем повышения экономической устойчивости села является, как известно, страхование. К сожалению, механизм, введенный в 2012 году, не привел к увеличению числа застрахованных площадей. Вместе с тем, есть зарубежный опыт стабилизации доходов фермеров при природных и экономических катаклизмах, когда государство выплачивает производителям компенсацию в зависимости от уровня падения их доходов, подчеркнул Павел Федяев.

 

У нас же наибольший удельный вес господдержки в новой, как и в предыдущей госпрограмме, направляется на субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков (с учетом малых форм хозяйствования) – около 72 процентов. Таким образом, фактически продолжается поддержка банковской и страховой сферы в ущерб экономики самих сельхозтоваропроизводителей.

 

Кроме того, участники рекомендовали правительству РФ принять программу по ускоренному техническому и технологическому перевооружению АПК, включая меры по стимулированию перехода предприятий АПК к инновационному развитию, предусмотрев механизм прямых дотаций на приобретение новой техники и технологического оборудования.

 

В нашем Комитете ГД также считают актуальным распространение мер господдержки на все виды кооперации, увеличив при этом их объем финансирования, добавил депутат. Это важно не только для производства, но и для переработки, для реализации продукции.  Госзакупки сегодня не попали под действие норм ВТО, поэтому мы можем спокойно обеспечивать все свои учреждения именно отечественной продукции, отечественными товарами и продуктами питания, подчеркнул он. Нужно переходить, мне кажется, к более решительным шагам, к более радикальным мерам на предмет того, чтобы обязать торговые сети продавать отечественную продукцию на уровне 25-30 процентов на своих прилавках.  А сельская кооперация должна решить и может решить эту острейшую проблему.

 

В этом смысле новая программа на 2013-2020 год содержит несколько структурных новелл, которых не было в предыдущей. Во-первых, - это стимулирование производства не сырья, а качественного конечного продукта, отвечающего требованиям возрастающей конкуренции.

 

Эксперты считают, что новая программа должна иметь четкие географические координаты, то есть способствовать созданию в стране зон по выращиванию определенных продуктов - зернового, кукурузного, мясного и так далее поясов. Такая практика есть во всех странах, и к такой практике, например, приступил Китай, когда вступил в ВТО, отметил наш парламентарий.

 

Много говорилось о том, что важно  повышать уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села. Как подчёркивал в своём докладе Иван Усачёв, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, слабое социальное развитие села – это серьёзнейший просчёт. Повысить уровень социального развития деревни можно, в том числе, за счёт средств Фонда национального благосостояния, предусмотрев на эти цели не менее 20 миллиардов рублей ежегодно.

 

Начинать надо и с повышения доходов людей в этой сфере. Заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении всего срока реализации предыдущей госпрограммы оставалось почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике страны – всего 52 процента в 2012-м. И находилось на предпоследнем месте по уровню среди всех других сфер экономики, после текстильной промышленности.

 

Предстоит дополнить программу разделом о развитии кадрового потенциала агропромышленного комплекса, чтобы наладить работу по обучению и повышению квалификации специалистов и управленческих кадров для работы в условиях ВТО.

 

Также специалисты рекомендовали принять в программу раздел по созданию и развитию современной инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая включала бы в себя логистику, транспортировку, хранение, информационное обеспечение, государственную систему контроля качества и безопасности, заключил Павел Федяев.

Парламент госпрограммой не доволен

Возврат к списку