Кузбасское село и ВТО

31.10.2012

Заседание круглого стола на тему «Агропромышленный комплекс Кемеровской области в условиях присоединения России к ВТО» состоялось в Совете народных депутатов Кемеровской области.

 

Участники обсуждали проблемы правового, экономического, финансового, научного и информационного обеспечения АПК  региона, который входит в процесс присоединения страны к Всемирной Торговой Организации.

 

В разговоре приняли участие представители органов власти и руководители крупнейших сельскохозяйственных предприятий Кузбасса.  На круглом столе выступил  депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета ГД по аграрным вопросам Павел Федяев:

 

- Большое спасибо за то, что организовали эту встречу. Я думаю, что она будет хорошим подспорьем и для наших производителей, и для меня, как депутата. 

 

Работая в регионах, встречаясь с людьми, слышу и вникаю в те вопросы, которые они задают, но надеюсь, что какие-то проблемы могут быть озвучены и сегодня. Да, ситуация непростая, и мы это в Комитете Госдумы понимаем. Сейчас и правительство РФ, и министерство сельского хозяйства РФ это понимают тоже.

 

Но, хочу подчеркнуть, что конкурентоспособность нашего села надо поднимать, надо менять к лучшему жизнь людей в деревне, внедрять современную технику и технологии, модернизировать производство. Без этого у российского села нет будущего – и без ВТО, и с ВТО.

 

Конечно же, всех беспокоит вступление  в ВТО. Есть и серьезные проблемы, которые озвучиваются на всех уровнях. Прежде всего, очень большая закредитованность нашего АПК. Сегодня село имеет кредитов на 1,5 триллиона рублей (из них на 250 миллиардов - просроченных). И эта сумма даже выше годовой выручки в сельском хозяйстве. У нас выручка по сельскому хозяйству РФ составляет порядка 1,2 триллиона рублей.

 

Вступление в ВТО многих беспокоит тем, что далеко не все производство у нас конкурентоспособно. Сегодня с каждым годом количество сельхозпроизводителей уменьшается. Также мы понимаем, что имеем разный уровень господдержки в сравнении со странами  Европы. В тех странах, которые повезут к нам продукцию, он выше.

 

Простой пример, в Германии есть субсидия: на 1 гектар земли здесь государство выделяет фермеру почти 300 евро. Мы сейчас только предлагаем, чтобы у нас подобна мера поддержки была введена.

 

Сейчас федеральный бюджет-2013 приняли в первом чтении. И там цифра расходов на село России – в год 150 миллиардов рублей. Наш Комитет, конечно, будет, настаивать на ее увеличении. Она была первоначально вообще еще меньше: 126 миллиардов рублей. Сейчас удалось её повысить. Будем рекомендовать увеличение расходов на село, минимум, на 50 миллиардов.

 

В том числе, будем рекомендовать введение господдержки на гектар земли. Правда, сумма может быть гораздо более скромная: по нашим подсчетам, порядка 200 рублей субсидии в год на 1 гектар. Но, я считаю, это хорошее начало.

 

Сейчас рассматривается ряд законопроектов, касающихся землепользования. Наконец-то, мы хотим поделить территорию сельхозземель Российской Федерации по уровню риска земледелия, и в зависимости от этого начать распределять субсидии. Сегодня, к сожалению, крестьяне страны трудятся в равных финансовых условиях. А климатические условия, если сравнивать, допустим, с тем же самым Краснодаром, далеко не у всех выигрышные. И поэтому, мы настаиваем, чтобы государство играло роль в регулировании этого фактора через субсидии, через закупки.

 

Госпрограмма по селу 2013-2020 годов у нас принята.

 

Какие еще основные  решения в этом созыве Госдумы нашему Комитету удалось получить?

 

Основной, вопрос, который всех волновал, это продление нулевой ставки по налогу на прибыль. Мы очень быстро, оперативно рассмотрели законопроект, он прошел все три чтения. Президент РФ его подписал, и сегодня в Налоговый кодекс внесены изменения о том, что сейчас ставка по налогу на прибыль нулевая для сельхозпроизводителей, она - бессрочная.

 

Также продлены льготы по НДС. На закуп племенного скота, семенного материала, яиц устанавливается ставка 10 процентов, освобождаются от налога на физических лиц те хозяйства, которые получили гранты, субсидии на развитие.  Раньше было неправильно: из одного кармана в другой перекладывали, сейчас этого нет. Введены льготы и для потребкооперации: организациям потребкооперации с численностью более 100 человек предоставлено право применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - до 1 января 2018 года.

 

Хочу сказать, что те меры, на которых мы настаиваем, которые применяются, они в принципе правильные, но финансирование на сегодня недостаточное.

Хочу сообщить, что в бюджете на 2013 год заложена статья на мелиорацию, полив, создание мелиоративных сооружений и работу по сохранению плодородия почв. Это очень хорошо. Но все эти моменты рассматриваются не только нами - аграрным Комитетом, не только Госдумой, но и минфином. Он вносит свои коррективы, он наши пожелания часто  активно сокращает!

 

Расскажу, какие сейчас находятся у нас в Государственной Думе проекты законов.  Они - трудоемкие, но необходимые, чтобы в процессе работы в условиях ВТО многие сферы деятельности, которые у нас абсолютно никак не регулируются, либо регулируются слабо, стали более понятными для всех.

 

Это – Закон РФ о развитии сельского хозяйства, в котором мы, как раз, и будем предлагать внесение субсидий на 1 гектар земли и на 1 литр полученного молока.

 

Также важный момент, который всех беспокоит, - изменение направления господдержки, которая сейчас идет на компенсирование процентной ставки займа по кредитам. Это схема многими критикуется, потому что какие-то предприятия находятся в таком состоянии, что вообще не могут получить кредитов. Потом, ставка компенсируется, но, уже после того, как ты её заплатил. И получается, что часто поддерживается больше не сельхозпроизводитель, а банк.

 

Мы сегодня ставим вопрос, чтобы часть из этих средств госкомпенсации, а это, практически, полбюджета, около 70 миллиардов рублей, выдавалась в виде компенсаций стоимости приобретения современной сельхозтехники: порядка 25-30 процентов. И мы очень надеемся увидеть это в законопроекте на следующий 2013 год.

 

Есть проект закона о несостоятельности и банкротстве, в котором усложняется процедура банкротства. Сейчас можно начать банкротство хозяйства при задолженности от 100 тысяч рублей. А мы планируем усложнить  эту процедуру, чтобы в решении о банкротстве принимали участие:  поселковый совет, общественная организация, организация местного самоуправления, которая несет большую ответственность за это. Планируем также увеличение суммы, с которой начинается банкротство: со 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

Закон о розничных рынках предлагаем сделать таким, чтобы обеспечить доступ товаропроизводителей на рынки. Об этом давно все говорят: на рынки попасть очень сложно. Попробуем этим законом отрегулировать этот процесс.

 

Хочу подчеркнуть, что у депутатов, которые входят в наш Комитет ГД и представляют интересы наших сельхозпроизводителей, совершенно правильное понимание процессов. Радует, что и минсельхоз сегодня «снял» «розовые очки». Когда в Думе выступал новый министр сельского хозяйства РФ Николай Васильевич Федоров, он, по общему мнению, продемонстрировал абсолютно трезвое понимание всех проблем.

 

Поэтому, паники от вхождения в ВТО нет, потому что паника бессмысленна. Есть трезвый взгляд на вещи, которые происходят. Этот взгляд демонстрируется Госдумой в той законотворческой деятельности, которая сейчас происходит. 

Кузбасское село и ВТО

Возврат к списку