Закон для Северного морского пути

31.07.2012

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Закон принят Госдумой 3 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года.

 

В связи с этим заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной Думы Владимир Гридин напомнил, что документ имеет огромное значение для развития морского транспорта страны.  Ровно 80 лет назад из Архангельска вышел ледокольный пароход «Сибиряков» для того, чтобы пройти Северный морской путь за одну навигацию. И это случилось впервые в истории мореплавания. В 1933 году «Сибиряков» был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, государственные награды получили 60 членов экипажа и участников экспедиции.

 

В современных условиях, отметил Владимир Гридин, растет грузопоток между Европой и Азией. Поэтому становится актуальным вопрос о поиске альтернативы перегруженным Транссибу и Суэцкому каналу. И эта альтернатива есть - Северный морской путь (Севморпуть, СМП).

 

Как рассчитали специалисты, для эталонного маршрута Роттердам - Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути оно сокращается на треть. Это уменьшает время в пути, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток СМП оценивается в 50 миллионов тонн в год.

 

Чтобы осваивать этот район в новых условиях, нужна современная законодательная база, говорит Владимир Гридин. Поэтому основной целью принятого закона является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием по Северному морскому пути. Новый закон, частности, вносит изменения в федеральные законы «О естественных монополиях», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и в «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

 

При этом в законе подчеркивается, что плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

А обязательные элементы мореплавания в Арктике - ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка - включены в сферы деятельности естественных монополий. Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.  

 

Закон вводит новое понятие – «акватория СМП» и устанавливает конкретные границы этой акватории, упорядочивая тем самым организацию мореплавания в российской Арктике.

 

Под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада - меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.

 

Ряд функций при плавании по акватории СМП возложены на создаваемую законом в форме федерального казенного учреждения Администрацию Северного морского пути. Среди них - разрешение плавания судов по СМП, мониторинг движения судов, предоставление навигационной, гидрометеорологической и иной информации, а также организация системы радиосвязи, выдача удостоверений лоцманам на право ледовой лоцманской проводки судов.

 

Вводится разрешительный порядок допуска судов к плаванию по акватории СМП. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнений морской среды.

 

В отношении судов (в том числе и иностранных), осуществляющих плавание по СМП, распространены требования Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, касающиеся страхования рисков, возникающих при плавании судов в ледовых условиях.

 

Принятие закона позволит обеспечить выполнение задач Российской Федерации в Арктике, Морской доктрины Российской Федерации, считает Владимир Гридин, в том числе национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути. Закон обеспечит также централизованное управление этой важнейшей транспортной коммуникацией, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

 

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

Для справки

Существующий российский атомный ледокольный флот сможет обеспечивать работу Северного морского пути до 2019-2020 года. В состав атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола («Таймыр» и «Вайгач») и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». К 2020 году должно быть завершено строительство еще трех новых двухосадочных атомных ледоколов.

Закон для Северного морского пути

Возврат к списку