Экономики Кузбасса и Республики Беларусь тесно связаны

29.06.2012

В Прокопьевске состоялось открытие дилерского сервисного центра для обеспечения бесперебойной эксплуатации грузовой и пассажирской техники Минского автозавода на территории Кемеровской области

Уже много лет наш регион и братскую Республику соединяют устойчивые социальные и культурные связи. Но, в основе сотрудничества, прежде всего, лежит взаимный экономический интерес.

Между нашими субъектами идет постоянный обмен делегациями. В работе с одной из делегаций Республики в наш регион недавно участвовал кузбасский депутат Государственной Думы РФ Павел Федяев. Он же принял участие в открытии сервисного центра МАЗ.

Наш корреспондент побеседовал с депутатом российского парламента об итогах и перспективах развития кузбасско-белорусского сотрудничества.

- Павел Михайлович, как вы считаете, почему первый официальный зарубежный визит Владимира Владимировича Путина – в качестве президента России – был в Республику Беларусь?

- Думаю, потому, что наши страны имеют тесные связи и взаимные интересы.

Беларусь – наш стратегический партнер, она – часть общего государства Союз Белоруссии и России, член единого Таможенного союза. Насколько мне известно, на переговорах наши руководители говорили о создании Евразийского союза – это вопрос ближайшего времени.

Обсуждения затрагивали и другие вопросы - от дипломатического сотрудничества и обороны, до вопросов экономики.

- Для Кузбасса это особенно важно. Ведь между нашим регионом и рядом белорусских регионов действуют давние связи…

- Да. Достаточно вспомнить, что еще в октябре 1998 года состоялся официальный визит президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко в Кемеровскую область, прошли его официальные переговоры с нашим губернатором Аманом Гумировичем Тулеевым.

Тогда было подписано двухстороннее соглашение «Об основных принципах торгово-экономического сотрудничества», которое значительно расширило контакты Кузбасса и Белоруссии. Стороны договорились о создании совместных предприятий, о поставках импортно-экспортной продукции.

Хочу напомнить и ответный рабочий визит нашего губернатора в Белоруссию - в сентябре 2001 года. В те дни кузбассовцы посетили ряд предприятий Могилевской области, город Мстиславль. Вместе с президентом РБ приняли участие в мероприятиях Дней славянской письменности. Наша делегация побывала в городе Жодино, на знаменитом заводе БелАЗов.

К торгово-экономическому договору добавились соглашения о научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Белоруссии. Появились договоренности о сотрудничестве в сферах машиностроения и горной добычи, об организации белорусских центров по обслуживанию большегрузных автомобилей в Кемеровской области.

Александр Лукашенко заявил тогда, что «Беларусь и белорусский народ всегда подставит плечо помощи сибирякам». А Аман Тулеев отметил: «Очень важно, чтобы кузбасские и белорусские предприятия начали работать напрямую».

- В администрации нашей области была разработана программа на 2001-2010 годы - по техническому перевооружению угольной промышленности Кузбасса в кооперации с предприятиями машиностроительного комплекса Беларуси. Что можно сказать об её итогах?

- За это время сделано многое. В качестве примера нужно привести появление ООО «КузбассБелАвто» - официального дилера БелАЗа.

Сегодня это - один из крупнейших дилеров автозавода в России, через него реализуется 56% всей техники белорусского предприятия.

Напомню, БелАЗ занимает около 30% мирового рынка карьерных самосвалов, большую часть которых продаёт в Россию. Наш регион в закупает около 400 тяжеловозов в год. И потребность в них будет расти. Ведь в ближайшие годы в России добыча угля увеличится на 100 млн. тонн. Основная часть прироста придется на Кузбасс.

Среди клиентов «КузбассБелАвто» – не только угольные компании Кемеровской области, также горнодобывающие предприятия Хакасии, Алтайского края, Республики Саха (Якутия).

В «КузбассБелАвто» действует и сервисный центр, где ведут техобслуживание самосвалов, их текущий и капитальный ремонт.

Кузбасская вагоностроительная компания заключила лицензионное соглашение с ОАО «БелАЗ» о производстве в Кемерове кузовов для самосвалов. С 2010 года освоен выпуск кузовов грузоподъёмностью 130 и 220 тонн. В нынешнем году их изготовят 120 штук.

Буквально на днях компания «Сибирский Деловой Союз» совместно с ОАО «Минский автомобильный завод» открыла дилерский сервисный центр МАЗ. Планируется, что до 2015 года подобный сервисный центр будет открыт в Кемерово.

- Давайте на примере этого предприятия рассмотрим, насколько современным является подход к созданию совместных предприятий, и насколько выгодно СП для территории, где оно находится?

- Такое СП было просто необходимо. За последние пять лет в Кузбассе численность автотехники производства МАЗ достигло более 550 единиц. Увеличился спрос на пассажирскую технику Минского завода. Её эксплуатируют как крупные холдинговые компании, так и средние предприятия, которые возят людей на городских и междугородних сообщениях. Например, для ряда автотранспортных предприятий Кемерова и Новокузнецка в 2011 году был куплен 21 автобус большой вместимости марки «МАЗ-105465».

Грузовая техника МАЗ зарекомендовала себя как надежная в эксплуатации и экономически выгодная, в сравнении с отечественными и импортными аналогами.

Сервисный центр МАЗ решили открыть в Прокопьевске. Потому что это - моногород, здесь в экономике доминирующую роль играет угледобыча. Новое предприятие по ремонту транспорта выступает здесь как направление развития машиностроительной отрасли.

Город получит в перспективе до 20 новых рабочих мест с достойными условиями труда, гарантированной зарплатой и социальными обязательствами. Плюс, дополнительный источник налогов в бюджет муниципалитета.

Объем инвестиций на строительство и оснащение сервисного центра оборудованием составил 18,5 млн. рублей. Его производственные мощности позволяют обслуживать до 4 автомобилей в день. Объем ремонтов составит в этом году 120 единиц техники, а к 2014 году увеличится до 480 единиц техники в год.

Центр оснащен всем необходимым для проведения регламентных работ, позволяет обслуживать и ремонтировать автопоезда длиной до 25 метров, грузовики и автобусы длиной до 18 метров. Есть участок ремонта моторов со стендовым оборудованием, участок ремонта колес. Можно одновременно обслуживать два автомобиля. Есть специальный склад для запчастей и прямых продаж. Все сделано так, чтобы со временем здесь можно было организовать сборочное производство.

- Лучше всего о совместной работе РБ и сибирского региона скажут цифры…

- Если в 2001 году объем товарооборота между Кузбассом и РБ был равен двум млрд. рублей, то в 2011 году эта цифра составила около 18 млрд. рублей. Рост – почти в девять раз! Так что экономики Кузбасса и Республики Беларусь тесно связаны.

- Какие еще предприятия участвуют в этом сотрудничестве? Чем мы торгуем с белорусскими партнерами?

- По данным Кузбасской торгово-промышленной палаты, кроме «БелАЗа», основными участниками торговых отношений с белорусской стороны являются: ПО «Белшина», «Бобруйскшина», «Химволокно» (г. Светлогорск), Минский подшипниковый завод, Минский тракторный завод, Новополоцкий химкомбинат, Минский завод колесных тягачей и другие.

С кузбасской стороны это - ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод», ОАО НКМК и ЗСМК, УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Междуречье», ОАО «Кокс», Кемеровский Азот, ОАО «Юргинский машиностроительный завод» - всех трудно перечислить.

Из Белоруссии в Кузбасс возят двигатели и силовые установки; насосы, машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки; лифты, эскалаторы, конвейеры; металлопрокатные станы и валки для них; подшипники и звукозаписывающую аппаратуру; тракторы, грузовики, автобусы, трамваи, троллейбусы; прицепы и полуприцепы.

Кроме того, - продукцию химической промышленности: трубы, шланги, шины и покрышки. Еще – мебель, постельные принадлежности, одежду и трикотаж. Продовольствие: сахар, кондитерские изделия, молочные продукты.

Кузбасский экспорт в Белоруссию представлен продукцией машиностроения, двигателями и электрогенераторами, трансформаторами, электропреобразователями, аппаратурой для коммутации и защиты электрических цепей, железнодорожными вагонами.

Также мы поставляем в РБ уголь, черные металлы и изделия из них, санитарно-техническое оборудование, фармацевтическую продукцию и лекарственные средства, удобрения, красители, пластмассы и изделия из них. Продаем продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в том числе, зерно. И многое другое.

- А есть ли планы на ближайшее будущее по созданию других совместных предприятий?

- Рассматривается возможность в ближайшие год-два организовать в Кузбассе совместное предприятие по ремонту общественного транспорта: автобусов, трамваев, троллейбусов, выпущенных в РБ. С белорусской стороны в проекте будет участвовать завод МАЗ, с нашей - «КузбассБелАвто».

Еще, в регионе рассматривают проект серийного выпуска 90-тонных самосвалов. Переговоры на эту тему состоялись на автопредприятии БелАЗ и в белорусском Правительстве. Предполагается, что новое СП освоит выпуск тяжеловесов «по полной программе».

Собирать их планируется в Прокопьевске. Это позволит горнякам Кузбасса существенно снизить затраты. Не надо будет везти тысячи тонн металла из России в Беларусь, затем, в виде готового изделия - обратно. В итоге белорусский самосвал станет дешевле. Их здесь планируют выпускать по 150-200 в год. Хватит и другим регионам.

Такое сотрудничество было бы выгодно обеим сторонам. Для нас это – новые рабочие места, экономия на стоимости машин, дополнительные налоги в бюджет. Для партнеров - повышение конкурентоспособности.

По новой схеме предполагается со временем наладить совместный выпуск и другой сложной техники. В Кемеровской области не производят пассажирский транспорт, его закупают, в том числе, в Беларуси. Зато, в наших городах и районах проблема обновления подвижного состава стоит остро. Поэтому область заинтересована в создании СП по выпуску трамваев, автобусов.

Так что, уверен, сотрудничество с Белоруссией будет только укрепляться.

Постепенно мы отрабатываем современную модель сотрудничества, предполагающую не только совместное производство, обслуживание и ремонт, а со временем, и разработку высокотехнологичной наукоемкой продукции, выпуск которой по силам лишь наиболее развитым странам. Это - намного более глубокая степень интеграции, чем просто торговля металлом или готовыми машинами.

- Как правило, экономические, производственные контакты становятся основой для сотрудничества в других сферах?

- Мы – не исключение из этого правила. В 2008 году был обмен делегациями кузбасского Института угля и углехимии СО РАН и минского института «Белгорхимпром». Между ними подписан договор о сотрудничестве. Налажено взаимодействие ученых в разработке технологий угледобычи, глубокой переработке угля, охране окружающей среды при угледобыче и переработке бурых углей и горючих сланцев в Республике Беларусь.

Не раз проходили встречи кузбасских предпринимателей с представителями белорусского бизнеса. Так, в 2009 году состоялся официальный визит в нашу область делегации белорусских деловых кругов во главе с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. Обсуждали совместные пути решения наших экологических проблем.

Более 10 лет в Кузбассе работает представительство Союзной общественной палаты Россия-Беларусь. Его задача - укрепление дружбы и сотрудничества Кузбасса и РБ. Над ней активно работают ветераны, преподаватели и студенты кузбасских вузов, представители общественных организаций.

Большое внимание уделяется расшифровке «белых пятен» участия кузбассовцев в Великой Отечественной войне. Для этого наши и белорусские следопыты-поисковики организовывают экспедиции по местам боевой славы, по фронтовым дорогам Белоруссии.

У нас обширные культурные связи. Кемеровский областной театр кукол принял участие в международном фестивале театров кукол в Минске. А представитель Беларуси - чемпион Азии Евгений Курта сыграл в международном турнире по бильярдному спорту на кубок губернатора Кузбасса, который состоялся в марте 2011 года в Кемерово.

И с каждым годом число таких примеров растет.

Записал Сергей Черемнов

Сайт: http://kemerovo.er.ru/

Экономики Кузбасса и Республики Беларусь тесно связаны

Возврат к списку