Если «распухнуть», то - эффективно

24.04.2012

Местное самоуправление называют властью шаговой доступности. И, действительно, именно сюда идут люди, если у них возникли проблемы местного масштаба. Например, с устройством детей в дошкольные учреждения, ремонтом уличных дорог, благоустройством микрорайона. В ближайшем муниципалитете они хотят получить конкретные ответы на свои житейские вопросы, говорит депутат Государственной Думы Павел Федяев.

 

К сожалению, часто результатом похода во власть становится однотипный ответ: денег нет, а когда будет финансирование - неизвестно.

 

Для нас, депутатов, делегированных в Думу неизбалованными сервисом избирателями с мест, реакция на ситуацию очевидна: муниципалитеты должны получить возможность тратить больше средств на благоустройство дворов и детских площадок, строительство гаражей, жилья, детских садов, поликлиник, на ремонт дорог.

 

Поэтому Госдума считает развитие местного самоуправления ключевой задачей. Депутаты понимают, что от них ждут не просто новых изменений, а повышения эффективности законодательства. Эта тема широко обсуждается на заседаниях профильных комитетов, регулярно проходят парламентские слушания, круглые столы. В них участвуют многие заинтересованные стороны. В частности, представители Союза российских городов.

Как отметил на одном из таких мероприятий председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, «просветы в этом направлении намечаются». Так, в конце прошлого года был расширен перечень имущества, который может находиться в муниципальной собственности. Принят в первом чтении законопроект, запрещающий перекладывать на муниципальные власти расходы, устанавливаемые органами государственной власти.

 

Но надо идти дальше, считает Павел Федяев. Например, есть предложение в дальнейшем решить вопрос об отмене установленных на федеральном уровне льгот по одному из двух местных налогов – земельному. Кроме того, надо закрепить за местными бюджетами отчисления от налогов, на развитие базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Это касается налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на прибыль организаций,  транспортного налога.

 

В области межбюджетных отношений депутаты стремятся к достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста, увеличения налогового потенциала муниципалитетов.

 

Обсуждается также идея премьер-министра Владимира Путина о возможности сбора налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков или о совершенствовании перераспределения этих сборов.

 

Если подоходный налог, который отчисляет работодатель с зарплаты каждого сотрудника на своем предприятии, будут направлять по месту жительства работника, муниципалитеты получат значительную прибавку в свои бюджеты. Так считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вячеслав Новиков.

 

Сама по себе идея заманчивая, отмечает Павел Федяев. Однако при ее поспешной реализации можно натолкнуться на многочисленные «подводные рифы».  Допустим, некоторые ведомства и муниципалитеты могут «распухнуть» количественно, а нужного эффекта на местах не добьются. Тем не менее, депутаты продолжат поиск эффективных налоговых источников для нормальной жизни городов и районов, сказал он.

Если «распухнуть», то - эффективно

Возврат к списку