Государственная Дума: законопроект о потребкооперации пройдет 2-е чтение в марте.

14.02.2012

  Новая редакция законопроекта о потребительской кооперации пройдет второе чтение в Госдуме в марте 2012 года. Об этом "Альянс Медиа" сообщили в аппарате Аграрного комитета Госдумы. В первом чтении законопроект рассматривался в сентябре 2011 года. В обсуждении ко второму чтению законопроекта N545863-5 "О внесении изменений в ФЗ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" в рамках заседания комитета ГД приняли участие заместитель министра сельского хозяйства России Александр Соловьев, председатель правления Центросоюза РФ Людмила Зайцева.

 

   Одним из ключевых инициаторов данного законопроекта выступила заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам ГД, депутат Надежда Школкина. Она отметила, что "предлагаемый законопроект ставит свою самую главную задачу - усилить контроль за сохранностью кооперативной собственности и, естественно, самое основное, это соблюдение прав пайщиков, которые строят систему потребительской кооперации".

 

   Депутат также подчеркнула, что наиболее эффективным механизмом обеспечения этих прав является введение системы ревизионного контроля финансово-хозяйственной деятельности потребительских обществ, как это уже предусмотрено в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", "О кредитной кооперации" и других документах.

 

   Также законопроектом предусматривается норма, согласно которой преобразование потребительского общества осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества, принятому с учетом заключения регионального или центрального союза.

 

   Решение об иных формах реорганизации потребительского общества предлагается принимать квалифицированным большинством не менее трех четвертей голосов пайщиков потребительского общества.

 

   Кроме того, в целях исключения случаев создания и деятельности под видом потребительских обществ по сути кредитных кооперативов, на которые данный закон не распространяется, предлагается ограничить размер выдаваемых потребительским обществом займов пайщикам и другим лицам до 10% общей суммы годового объема выручки потребительского общества от реализации им услуг, товаров или работ.

 

   В пояснительной записке относительно актуальности данного законопроекта отмечается, что "осуществляя обслуживание населения с низким уровнем доходов, вся хозяйственная деятельность потребительской кооперации носит скорее социальный, чем коммерческий характер". Так, из-за низкой покупательной способности сельского населения кооперативные магазины реализуют в основном продовольственную группу товаров, в которой почти 35% составляют товары первой необходимости: хлеб и хлебопродукты, растительное масло, соль, сахар, чай. Более того, несмотря на то, что содержание магазинов в мелких и отдаленных населенных пунктах убыточно (расходы на их содержание превышают 1 млрд руб.), товары в них реализуются по тем же ценам, что и в районных центрах. В результате уровень рентабельности кооперативной торговли в целом составляет порядка 1%.

 

   Между тем организации потребительской кооперации за счет собственных средств практически заново развивают на селе бытовое обслуживание.

 

   Сегодня услугами кооперативных парикмахерских, мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту сложной бытовой техники, ремонту и строительству жилья, услугами по дроблению зерна и сепарированию молока, вспашке огородов, заготовке дров, сена и другими видами могут пользоваться жители не только крупных, но и многих небольших населенных пунктов. Всего в потребительской кооперации предоставляется более 140 видов услуг, при этом пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям услуги предоставляются со скидкой.

 

   Помимо бытовых услуг почти в 12 тыс. населенных пунктах через кооперативные аптеки и ветеринарные аптеки, пункты, отделы в магазинах сельскому населению реализуются лекарственные и ветеринарные препараты, предметы медицинского назначения. В кооперативных магазинах организовано 12,7 тыс. библиотек, почти 17 тыс. бесплатных чайных столов, территории 3,5 тыс. магазинов оборудованы детскими игровыми площадками. На обустройство и содержание объектов социальной сферы ежегодно расходуется до 500 млн рублей.

 

   Важно и то, что потребительская кооперация является крупным работодателем на селе. Закупая сельскохозяйственную продукцию у населения, лекарственное сырье, грибы, дикорастущие плоды и ягоды, организации потребительской кооперации обеспечивают сбыт продукции, а фактически предоставляют работу для 1,3 млн человек. Объем выплат населению за сданную сельскохозяйственную продукцию достигает почти 18 млрд руб.

 

   Однако материально-техническая база потребительской кооперации России создавалась на протяжении нескольких десятилетий за счет централизованных фондов, распределяемых Роспотребсоюзом (в 1992 году переименован в Центросоюз РФ). Большая часть объектов недвижимого имущества потребительских обществ и союзов была построена еще в советский период. Кроме того, часть объектов была передана потребительским обществам и союзам потребительских обществ безвозмездно Центросоюзом Российской Федерации в 1992-1993 годах. В середине 90-х годов усилились тенденции по дезинтеграции системы потребительской кооперации, неоправданному, а порой и незаконному отчуждению кооперативной собственности. Все это в итоге может привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. В сложившейся ситуации без внесения соответствующих изменений в законодательство эти процессы невозможно остановить, считают депутаты

Государственная Дума: законопроект о потребкооперации пройдет 2-е чтение в марте.

Возврат к списку