БелАЗ с сибирской родословной

24.08.2012

В Кемеровской области собран первый карьерный автосамосвал марки «БелАЗ» грузоподъемностью 90 тонн.

 

Сборка большегрузной горной техники организована машиностроителями города Прокопьевска Кемеровской области совместно с коллегами из города Жодино Республики Беларусь. Оно разместилось в цехах завода «Подземтрансмаш», который входит в группу предприятий холдинга «СДС-Маш».

 

В торжественной церемонии выпуска первого кузбасского большегрузного самосвала приняли участие заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов, депутаты Государственной Думы Владимир Гридин, Павел Федяев и Николай Валуев, президент ХК «Сибирский Деловой Союз» Михаил Федяев, представители автозавода БелАЗ и другие гости.

 

На новой производственной площадке побывал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский.

 

Как подчеркнул депутат Госдумы Павел Федяев, выпуск первого БелАЗа с сибирской родословной завершил первый этап долгосрочного проекта, предусмотренного соглашением между правительством республики Беларусь и администрацией Кемеровской области РФ.

 

На открытие прокопьевского завода откликнулись и власти Беларуси. «Предприятия Кемеровской области являются основными потребителями белорусской техники для открытых горных работ, горного и горношахтного оборудования, карьерных самосвалов. Руководство области и правительство союзной Белоруссии поступательно развивали торгово-экономические отношения, в результате чего в российском регионе открылись новые предприятия по сборке и обслуживанию техники белорусских марок», - сообщает пресс-служба Совета министров Белоруссии.

 

Как считают кузбасские специалисты, потребность в большегрузных самосвалах высока и будет возрастать. Ведь в настоящее время в Кузбассе работают 55 угольных разрезов, на которых применяются карьерные самосвалы грузоподъемностью от 55 до 320 тонн.

 

В прошлом году горняки Кузбасса добыли 192 миллиона тонн угля, а в этом планирует произвести его уже 195 миллионов тонн.  Накануне Дня шахтера губернатор Аман Тулеев заявил, что в рамках реализации долгосрочной Программы развития угольной промышленности России, подписанной в январе в Кемерове Владимиром Путиным, в течение 15 лет в Кемеровской области построят еще около 40 угольных предприятий мирового уровня.

 

Для развития взаимовыгодного партнерства между Кузбассом и Республикой Беларусь в апреле этого года в Минске был подписан соответствующий протокол по итогам визита в Республику официальной  делегации Кемеровской области. С кузбасской стороны его подписал первый заместитель губернатора области Валентин Мазикин, с белорусской – председатель правительства Республики Михаил Мясникович.  А в мае Кузнецкий угольный бассейн посетила белорусская делегация во главе с Дмитрием Лукашенко - сыном президента Белоруссии Александра Лукашенко.

 

Приоритетными направлениями двустороннего взаимодействия были признаны создание совместных производств и развитие промышленной кооперации в транспортной отрасли.

 

Когда мы вернулись из Беларуси с предложениями о сборке БелАЗов в Прокопьевске, многие считали: мы не сможем этого сделать, вспоминает участник той делегации – заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Владимир Гридин.  Мы заставили людей поверить в это. А самое главное, в нас поверили наши белорусские партнеры.

 

Кстати, предполагается, что эту технику кузбасской сборки будут получать не только предприятия Кузбасса, но и Сибири, Дальнего Востоке, где ведут открытую добычу угля и руды. Достигнутые договоренности сторонами неукоснительно выполняются, считает депутат Павел Федяев.

 

Так, в Прокопьевске открыли сервисный центр по обслуживанию техники Минского автозавода (ОАО «МАЗ» специализируется на выпуске грузовиков и автобусов). На юге Кузбасса создано предприятие, которое производит капитальный ремонт трамваев с использованием кузовов первой комплектности ОАО «Белкоммунмаш».

 

Кроме того, еще в ноябре 2010 года «Кузбасская вагоностроительная компания» освоила выпуск кузовов для БелАЗов грузоподъемностью от 130 до 320 тонн и стала первым в России поставщиком крупногабаритных деталей для белорусского карьерного самосвала. Теперь платформы кузбасского производства поставляют не только на предприятия Кемеровской области, но и в другие регионы Сибири. Кузов кузбасского производства смонтирован также и на первом БелАЗе, сошедшем с конвейера в Прокопьевске.

 

И вот теперь состоялся пуск линии по сборке карьерных самосвалов БелАЗ.

 

Очередной этап кузбасско-белорусского сотрудничества  предусматривает строительство в 2013 году нового производственного комплекса по сборке большегрузных автомобилей. Если сейчас сборка карьерных самосвалов-гигантов производится из деталей белорусского производства, то в последующем значительная часть комплектующих будет выпускаться на заводах холдинга «СДС-Маш» в Прокопьевске («Электропром», «Подземтрансмаш») и Кемерове (Кузбасская вагоностроительная компания).

 

Уже сейчас первенец российского карьерного автопрома - основная рабочая лошадка угольных разрезов  90-тонный «Белаз» - будет стоить на 5-6 миллионов рублей дешевле белорусской продукции. И спрос на эту ударную силу открытых разработок месторождений предполагается значительный.

 

Депутат ГД Павел Федяев привел и такие  цифры: общий объем инвестиций в организацию производства самосвалов составит около 1,4 миллиарда рублей. К 2015 году на всех производственных мощностях Кузбасса планируется выпускать до 250 автосамосвалов в год.

 

Это значит - обеспечение предприятий современной техникой при снижении ее цены за счет сокращения транспортных и других расходов. Кемеровская область в результате реализации проекта получает новые рабочие места и дополнительные отчисления в бюджет. Для горняков Кузнецкого угольного бассейна реализация проекта означает то, что в Кузбассе появилась новая отрасль - автомобилестроение, подчеркнул Павел Федяев.

 

Штат нового предприятия составляет 200 человек. Пока до конца 2012 года они ежемесячно будут собирать два 90-тонных БелАЗа.

 

А в ближайших планах «Сибирского Делового Союза» - строительство полноценного автозавода с испытательным полигоном, где будут выпускать не только Белазы, но и пассажирские автобусы белорусской марки.

 

Наша справка

Белорусский автомобильный завод (Жодино) основан в сентябре 1948 года, с 2010 года - ОАО «БелАЗ». Входит в систему предприятий Минпрома Беларуси.

Основной продукцией предприятия являются карьерные самосвалы, фронтальные колесные погрузчики и бульдозеры, тягачи-эвакуаторы, специальные транспортные средства для подземных работ, тяжеловозы для металлургического производства и другие специализированные технологические машины.

БелАЗ занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.

Основными потребителями его продукции являются горнодобывающие предприятия стран Содружества независимых государств и, прежде всего, России. Более 50% техники для открытых горных работ поставляется в Кемеровскую область для предприятий угольной промышленности.

 

ОАО «СДС-Маш» занимает второе место в России по производству грузовых магистральных вагонов. Объем производства составляет 9 тысяч вагонов в год.

«СДС-Маш» является отраслевым холдингом ЗАО ХК «Сибирский Деловой Союз», который создан в августе 2004 года. В его состав входят предприятия, расположенные на территории Кемеровской области, Алтайского края, в Москве.

БелАЗ с сибирской родословной

Возврат к списку