Новости

Рассмотрим в первом чтении поправки об ответственности угольных стивидоров

Сегодня рассмотрим в первом чтении поправки в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суть поправок – в возможности разрывать договор аренды со стивидорами из-за экологических нарушений при перевалке угля.

Документ не нов: Минтранс подготовил его в сентябре 2020 года, в ноябре 2021-ого он был отправлен на доработку. Причина – критика Ассоциации морских торговых портов. Причем, критика конструктивная: только в последние года три было выпущено не менее пяти нормативно-правовых актов, регулирующих сферу безопасности деятельности угольных стивидоров.

Да, перевалка угля - одна из самых неэкологичных операций во всем стивидорном бизнесе. Но отмечу, что сегодня в угольных морских портах установлены приборы автоматизированного контроля выбросов, автоматические пункты наблюдений за метеоусловиями, проводится мониторинг экологической обстановки в портах, действуют стационарные и мобильные системы пылеподавления.

И кроме того, в условиях резкой логистической перестройки и санкционной войны уголь все труднее бесперебойно транспортировать, а от этого зависит судьба как минимум одного шахтерского региона – Кузбасса, где я родился и который представляю в Госдуме. И в условиях жесткой конкуренции за железную дорогу (а до расширения БАМа и Транссиба еще около полутора лет) значение западных портов для угольщиков невозможно переоценить.

Экологическая повестка, несомненно, очень важна, и ответственность должна быть безусловной, но в законопроекте есть немало узких мест, где необходимы более четкие формулировки. Иначе вместо улучшения экологической обстановки мы можем получить в негативном сценарии череду банкротств стивидорных компаний, которые потянут за собой угледобывающие предприятия.

Комитет по транспорту поддерживает документ в первом чтении с условием серьезной доработки ко второму. Кстати, в этом с нами согласен соисполнитель – Комитет по энергетике.
Государственная Дума