Почему цены на стройматериалы для автодорог так отличаются даже в соседних регионах?
Сегодня комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры обсудил проблемы ценообразования в дорожном строительстве.
В конце мая на совещании, посвященном развитию транспортной отрасли, наш Президент Владимир Владимирович Путин поручил Правительству Российской Федерации утвердить пятилетний план дорожной деятельности.
Если говорить об основных направлениях, то в ближайшие годы мы должны построить два главных высокоскоростных маршрута страны - от Петербурга до Черного моря и от Москвы до Кузбасса. Также необходимо завершить обходы вокруг Краснодара, Ростова-на-Дону, Кемерова, строительство платной магистрали М12, запланирована хордовая трасса, соединяющая Ярославль и Санкт-Петербург в обход Москвы, и новая скоростная дорога от Краснодара до Самары.
Обновления ждут дороги Крыма, южный участок трассы М4 Дон, требует огромного внимания дорожная сеть Донбасса и Херсонской области, где мы тоже будем восстанавливать дорожное сообщение. Необходимо ускорить строительство новых и модернизацию существующих пунктов пропуска на границах.
В этой ситуации спекуляция на стоимости стройматериалов равна преступлению. По поручению председателя комитета Евгения Сергеевича Москвичева мы промониторили стоимость стройматериалов в 18 субъектах страны от Калининграда до Якутии. По результатам этого мониторинга мы увидели, что рост за год составил более 40 % по всей стране.
В Удмуртии по состоянию на 1 мая 2021 года песок стоил 450 рублей за тонну, на 1 мая 2022 — 600 рублей (рост на 33 процента). В то же время цена на щебень там выросла больше чем в два раза. В Пензенской области песок стоил 400 рублей, стал 564, по Ростовской области был 240, стал 360. По Тверской области рост цен на песок составил 32 процента, на щебень — в 2,5 раза.
Конечно, дорожное строительство входит в список наиболее финансовоемких отраслей экономики. И на величину стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автодорог влияет целый ряд факторов. Но стоимость строительных материалов и затраты на их транспортировку – это одно из основных слагаемых конечной стоимости всего объекта.
Свое мнение высказали Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, Генеральная прокуратура и представители регионов, которых мы пригласили на заседание. Были названы и объективные причины удорожания, например, дефицит селитры, которая нужна для производства щебня, но в некоторых случаях адекватной причины повышению цен нам назвать не смогли. Наш комитет будет разбираться в ситуации с каждым конкретным ведомством, мы готовы выйти с законодательной инициативой, чтобы помочь честному бизнесу, и при этом готовы усилить контроль за теми, благодаря кому квадрат дорожной одежды вопреки всякой логике взлетает в цене.