Обсудили итоги года в сфере морского и речного транспорта
Накануне на заседании Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры обсудили годовые итоги деятельности морского и речного транспорта, поговорили о трудностях и перспективах. Пригласили на заседание Александра Ивановича Пошивая – заместителя Министра транспорта Российской Федерации. Расскажу коротко, как обстоят дела.
Морские порты России приросли Мариуполем и Бердянском, всего их сегодня 63. Грузооборот в 2022 году составил 842 млн тонн грузов, это чуть больше чем в прошлом.
Крупнейшие проекты в 2022 году: строительство Таманского терминала навалочных грузов, угольный терминал «Порт Вера» в районе мыса Открытый Приморского края, первая очередь морского перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке
Планируем в этом году: вторая очередь СПГ-терминала ПАО «Новатэк» в порту Мурманск; ввод в эксплуатацию угольного в бухте Суходол; увеличение мощности СПГ-терминала в бухте Бечевинская; ввод в эксплуатацию первой очереди универсального торгового терминала «Усть-Луга» ООО «Новотранс-Актив».
Порты Мариуполь и Бердянск включены в Реестр морских портов Российской Федерации, выпущены временные нормативные документы, запущен процесс по включению судоходного участка внутренних водных путей Херсонской области в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
Обсудили необходимость повышения ставок портовых сборов ФГУП «Росморпорт» и Администраций морских портов, переориентацию грузов в морские порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, обновление флота. И, конечно, законодательную поддержку.
Более десяти лет действует закон о поддержке судостроения и судоходства. Благодаря ему количество судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, увеличилось более чем в 3,9 раза, а вместимость судов возросла в 4,3 раза.
В рамках поручений Президента В.В. Путина Минтрансом России разработан проект федерального закона о продлении до 2037 года единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0,0 % для страхователей российских судов. Это позволит увеличить количество судов, зарегистрированных в РМРС, почти в 4 раза.
Комплекс мер господдержки (программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы») позволил построить 66 пассажирских судов и 209 сухогрузных судов. Утилизационный грант и льготный лизинг помогли не только обновить флот, но и загрузить работой российские верфи. Сегодня прорабатывается возможность использования этих финансовых механизмов совместно.
Я спросил: «Вы озвучили, что есть программа, есть госзаказ, есть проект постановления субсидирования кредитования. Есть ли прикидки, сколько судов необходимо, чтобы мы чувствовали себя уверенно и безопасно, и сколько лет уйдет на то, чтобы восполнить дефицит?»
«До 2035 года нам нужно примерно 500 судов, - ответил Александр Иванович. - Но в самой ближайшей перспективе нам важно начать субсидирование для покупки готовых судов в интересах российских бенефициаров, это нужно сделать за два года, чтобы заткнуть самые зияющие дыры в нашем судоходстве. Это нужно сделать в самое ближайшее время».
По его словам, это будут меры государственной поддержки в виде кредитов с целевой льготной ставкой 4,5 % на 7 лет для приобретения балкеров для перевозки грузов на экспорт (уголь, зерно, удобрения и т.д.)
После было немало вопросов от наших депутатов по речному судоходству. Многие отмечали снижение интенсивности, а кое-где полное его исчезновение, как грузового, так и пассажирского.
Для восстановления этого вида перевозок необходимы не только суда, но и инфраструктура, на многих реках требуется углубление дна, восстановление или постройка новых грузовых причалов и другие работы, требующие серьезных вложений. Напомню, что в июле у нас состоятся парламентские слушания по вопросам развития речного судоходства в Нижнем Новгороде, результатом которых, надеемся, станут важные решения.