Без водителя за рулем: выглядит непривычно, но на деле более безопасно и эффективно
В рамках эксперимента на федеральную трассу М-11 выпустят до 50 беспилотных КАМАЗов. Они будут перевозить грузы между Москвой и Санкт-Петербургом. Кажется, буквально недавно, года три назад, обсуждали экспериментальный правовой режим для беспилотников на заседаниях комитета, и вот - это уже реальность.
Все это время шло создание инфраструктуры и технологической сети передачи данных. Они должны обеспечивать проезд всех беспилотников, включая иностранные для работы логистических коридоров для автономных перевозок между Азией и Россией. В перспективе беспилотники выйдут и на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог.
Для начала в кабине машин без водителей будет присутствовать инженер-испытатель. На М-11 создают специальные хабы на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу, чтобы беспилотники не заезжали в города. Совместно с участниками проекта подготовлены необходимые изменения законодательства и технологические стандарты.
Подчеркиваю, что проект «Беспилотные логистические коридоры» разработан в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке «Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ».
По расчетам Минтранса, использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость доставки грузов и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки. Отразится это и на экологии: автоматическое вождение отличается плавным, выверенным управлением без остановок, что поможет сэкономить на топливе и ремонте, снизит выбросы. Очень важна еще одна цифра: внедрение технологий даст возможность на 20% сократить аварийность на транспорте.
Напомню, что эксперимент до 2026 года действует и для морских судов в некоторых российских портах, и для беспилотной авиации - пока в пяти регионах страны. Тем временем мы оперативно прокладываем "законодательные коридоры": многие документы составлялись тогда, когда о беспилотниках писали лишь фантасты. Например, в основополагающем документе для транспортников - Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году, говорится о том, что каждое транспортное средство должно иметь водителя. Чтобы не противоречить, вносим изменения.